Грунтование – залог успешной покраски автомобиля, поскольку грунт своего рода фундамент, основа практически всех малярных работ. С него берут начало слои лака и краски как в производственных покрасочных цехах автопрома, так и в домашних условиях ремонта небольших участков поверхности кузова.

Очень часто некачественная покраска автомобиля является следствием ошибок, допущенных ещё на этапе грунтования. Широкий спектр грунтов, предлагаемых сегодня производителями, требует хотя бы базовой информированности об их назначении, характеристиках и правильных методах работы с этим материалом.

Основные виды грунтов

Аналогично грунтам, которые используются на автозаводах, средства для локального ремонта повреждений лакокрасочного слоя делятся на две основные группы:

1.Праймеры – первичный грунт. Используется как антикоррозийное средство и для повышения прочности сцепления краски с обрабатываемой поверхностью.
2.Филеры – вторичные грунты, необходимы для выравнивания небольших неровностей окрашиваемой поверхности, создания однородного слоя под покраску и в качестве защиты ЛКП от отслоения.

Заметьте! В продаже встречаются также средства грунтования двойного действия, условно составляющие третью группу, поскольку объединяют функции двух первых. Они значительно сокращают время подготовки автомобиля под покраску.

Первичный грунт (праймер)

Этот грунт предназначен для выполнения трёх важных целей, без которых невозможна дальнейшая качественная покраска. Его задачи – протравка, антикоррозийная обработка кузова и обеспечение высокой адгезии с последующими слоями ЛКМ. Применяется он на участках оголенного металла, в местах, которые могут подвергнуться коррозии. Эти три основных свойства праймеров делают их применение обязательным, а покрашенную поверхность устойчивой к внешним воздействиям на долгие годы эксплуатации автотранспортного средства.

Существует ошибочное мнение, что поскольку современная технология покраски подразумевает систему «база+лак», то грунтовка необязательна. Утверждение основывается на том, что лаковое покрытие очень прочное и почти стопроцентно противостоит влаге. Это далеко не так. Необходимость предварительного грунтования как раз и объясняется характеристиками лака. Высокая твёрдость лака обеспечивает сохранность слоя краски от потёртостей и царапин, неизбежных в процессе эксплуатации машины, но нагрузки, которым постоянно подвергается металл кузова, ведут к появлению микротрещин в лакокрасочном покрытии. Эти поры ­– прямой путь влаги к металлу кузова с его последующей коррозией. Только наличие грунтовки обеспечивает защиту и сохранность корпуса от ржавчины, поскольку очень малая толщина грунтовочного слоя не способствует образованию микротрещин.

Важно! Нанесение праймер-грунта толстым слоем более 10 мкм снижает его прочность и адгезию.

Вторичный грунт (филлер)


Задача этого средства – заполнять незначительные неровности, вмятины окрашиваемой поверхности, которые неизбежно возникают в процессе эксплуатации автотранспорта. Это очень актуально для автосервисов, где работы ведутся не с гладким металлом как в заводских цехах, а чаще со шпатлёванными участками. Маскируя все углубления в обработанном слое, риски и царапины, оставшиеся после его шлифовки, грунт в прямом смысле становится наполнителем и выравнивателем поверхности. Другая его немаловажная роль – изоляционный защита поверхности от агрессивных растворителей, встречающихся в некоторых составах красок. Третья роль грунта-филера заключается в обеспечении хорошей сцепляемости краски с обрабатываемым участком. Большая толщина выравнивающего грунта (30-40микрон) позволяет с помощью шлифовки добиться отличных результатов и получить однородную ровную поверхность с необходимой шероховатостью.

Типы вторичных грунтов
 

Все известные на сегодня филеры делятся на несколько подгрупп. Две из них – это шлифуемые и нешлифуемые:

1.Первые необходимы в процессе окончательного выравнивания участков кузова, подвергнутых шпатлёвке. Шлифование здесь необходимо для окончательной доводки поверхности под покраску.

2.Вторая подгруппа вторичных грунтов обычно используется, если необходимо полное грунтование нового элемента кузова или б/у, но при условии, что он не имеет повреждений и отсутствует шпатлёвка. Обработка грунтом этой подгруппы получила название метода «мокрый по мокрому».

Преимущество этого способа в том, что нет необходимости в сушке и шлифовке прогрунтованных поверхностей. Нешлифуемые грунты отлично растекаются, поверхность получается почти идеально гладкой. Для последующей покраски необходимо выждать всего 15-20 минут. Дальнейшая сушка грунта осуществляется уже вместе с нанесённой на него краской.

Внимание! Грунты технологии «мокрый по мокрому» на упаковке имеют надписи типа «Wet on wet», «non sanding» или «w/w». Встречается и другая маркировка.

Толстослойные грунтовки (High Build)

Если стандартные выравнивающие грунты имеют общую толщину слоя в диапазоне от 100 до 150 микрон, то есть варианты этого продукта, общая толщина которого может достигать 300 мкм. Это величина получается после трёх нанесений грунтового слоя и по толщине практически аналогична жидкой шпатлёвке. Выгоден толстослойный грунт тем, что отпадает ряд операций. необходимых при шпатлёвке: сушка, шлифовка, повторная грунтовка. Экономия времени и средств дополняется плюсом того, что этот продукт очень удобно использовать при работе с большими и сложными участками по причине более низких трудозатрат.

Подгруппа цветных грунтов

Появление сколов на кузовах автомобилей досадно ещё и тем, что следы явно видны из-за цветовой разницы грунта и краски. С этой целью разработан цветной аналог, позволяющий к тому же повысить укрывистость наносимых красок и одновременно сократить их расход. Ещё одно достоинство цветных грунтов в возможности переноса ремонта на удобное для автомобилиста время, поскольку их сходство по цвету с основной краской делает сколы менее заметными.

Цветные грунты получают путём добавления пигментной пасты или нужного цвета эмали в основной состав. Сходство с краской по качеству настолько велико, что многие автомобильные компании стали использовать их покраски для внутренних и скрытых кузовных поверхностей. Налицо значительная экономия средств, времени и трудозатрат.

Грунт-аэрозоль


Это замечательное средство в баллончиках завоевало широкую популярность, тем что грунт-выравниватель аэрозольного типа позволяет сэкономить время подготовки небольших участков металла под покраску. С его использованием отпадает необходимость ряда операций по разведению грунта, заправки в краскопульт, последующей промывки растворителем аппарата. Всего нескольких минут достаточно для устранения дефектного участка.


 

В завершение следует отметить, что современные ремонтные грунтовки не ограничиваются только описанными группами. Их линейка достаточна широка, а многие виды универсальны в применении, что позволяет автомобилистам в ходе ремонта решать практически любые задачи по восстановлению лакокрасочного покрытия.
21.10.2020
К другим статьям

Каталог

Укажите, пожалуйста, данные по Вашему автомобилю
Укажите информацию о тендере. Мы свяжемся с Вами.